Будет лепо

Украшение интерьера лепниной переживало свои возрождения и упадки. Самое крупное разрушение мраморных дворцов и вилл осуществлено варварами в 400-х годах I тысячелетия.

Благодаря энтузиазму зодчих Возрождения карнизы и пилястры вновь заняли подобающее место в ряду широко используемых архитектурных элементов.

Дизайнеры нового времени отрицали эстетику лепнины вообще.

В чем, казалось бы, в бесполезных колоннах и пилястрах их особая притягательность? Она – в заложенной гармонии, выверенной математически.

Белая стена пугает своей пустотой. Не зря у древних славян белое считалось символом потустороннего мира.

Но лепнина, благодаря богатой игре света и тени, делает отраженный свет информативно значимым. Поэтому элементы лепного декора визуально расширяют пространство, создают ритм и строй.

Поклонники эллинистического искусства обычно тащат в дом все: потолочные розетки в виде венков, готовые арки, милых ангелочков. Рекомендации продавцов полиуретановой лепнины о том, что карниз в малогабаритной квартире не должен превышать 3 см, часто остаются неуслышанными. После монтажа слишком широких карнизов вдруг оказывается, что обилие лепнины красоты не добавило. Непрофессиональный подход раз за разом дискредитирует то, что создавалось древними греками для нас нынешних.

Создатели мраморных мутулов имели знания о законах красоты, главный из которых – соразмерность. Известно, что угол обзора любого объекта не может превышать 35 градусов по горизонтали и 30 – по вертикали. Из этих параметров нужно исходить при декорировании стен лепниной. Если размеры комнаты позволяют рассмотреть отдельную стенку полностью, то ее можно расшить молдингами на прямоугольные участки, то есть раскреповать.

Полученные сандрики заполняются цветом, слегка отличающимся от цвета общего фона. Хорошо смотрятся заполнения из дорогих флизелиновых обоев, еще лучше – из венецианской штукатурки. Нужно достичь эффекта подвешенности сандрика в воздухе. При таком подходе общий фон становится воздушнее, «глубже».

 С той же целью стены разделяют при помощи молдингов горизонтально. Полистирол, даже экструдированный, для окантовки панелей не годится. Наклеивается полиуретан. Изделия из этого превосходного нетоксичного, твердого материала клеятся на невыкрашенную стену с помощью специального клея. Допустим заступ обоев на заполняемый молдингом участок стены.

В большой комнате (50 м2 и более) диваны и кресла ставятся у стен с проходным отступом. В таком помещении можно монтировать пилястры – элементы, имитирующие прямоугольные колонны. Пилястр не должно быть много. Идеально – 8 шт. (по 2 шт. – в каждом) углу. Расшитые пилястрами и молдингами стены заполняется 3-мя различными материалами: один – для общего фона, в углах за пилястрами и в сандриках – второй цвет, на панелях – третий цвет

Если высота потолков – 3,3 м и выше, можно смонтировать кессонный потолок. Уходящие вверх уровни создают ощущение еще большей высоты. В таких помещениях допустим монтаж фризов, проходящих единой лентой по периметру стен.

Удачным применением лепнины есть обрамление двумя колоннами входа в прилегающую к гостиной столовую зону.

Однако у всей этой классической правильности есть и свои «подводные камни». Аляповатость результата чаще всего связана с незнанием стилистических особенностей того или иного лепного элемента. Каждый комплект полиуретановой лепнины воссоздает особый архитектурный ордер с присущими лишь ему пропорциями. Для создания гармоничного ансамбля нужно подключать дизайнера.