Сюрреализм и конец света в современной графике

05.05.2012

Современный графический дизайн, зародившийся как часть полиграфического ремесла первой половине двадцатого века, с развитием информационных технологий получил также бурное развитие. Если первоначально дизайнер-график мог реализовать себя лишь в качестве иллюстратора к печатным изданиям или как создатель рекламных плакатов, афиш и листовок, то в настоящее время дизайн является неотъемлемой частью кино и телевизионных проектов, интернет-ресурсов всевозможных компьютерных программ, включая игры, заставки и так далее. Развиваются и технические изобразительные средства, доступные для дизайнеров-графиков. Теперь им доступно создание визуальных посланий любой степени сложности.

Таким образом, сложились все условия, чтобы графический дизайн сформировался как отдельное направление современного изобразительного искусства, со своими внутренними течениями и стилями. Ярким представителем сюрреалистического направления в графическом дизайне является немецкий художник Лео Патцельт. В его работах отчетливо прослеживается влияние творчества Сальвадора Дали. Как и многие художники во все времена, Лео Патцельт обращается к вечной теме апокалипсиса. Используя фрагменты фотографий вполне реалистичных объектов, он комбинирует их самым немыслимым образом, предлагая свои запредельные варианты иных способов существования мира. Фрагменты человеческого тела используются здесь в неожиданных ипостасях, приобретая новые функции и сущность посреди пустынных, не совместимых с жизнью пейзажей. Художник создает собственные формы жизни, замешанные на гибридах человека и растений. Человек в таком формате обретает покой и становится безвредным для окружающего мира. Точнее, для того, что он от него оставил. Словно таким образом природа решает проблему с досаждающим ей биологическим видом.

По-разному можно смотреть на эти фотоманипуляции. Кто-то увидит в этом предупреждение о хрупкости мира. Для кого-то это предсказание неизбежного конца. А можно найти здесь и надежду: в любом случае, что-то от нас останется и так или иначе на что-то сгодится. То есть конец – это просто такая форма начала.

Совершенно в ином стиле обыгрывает тему конца света русский художник Владимир Манюхин. Здесь мы видим вполне реалистичные пейзажи, узнаваемые московские улицы, пережившие конец цивилизации. По заявлению самого художника, так выглядит Москва после апокалипсиса.









 

В основе работ лежат реальные фотографии современной Москвы, в которые при помощи графических спецэффектов внесена соответствующая тематике корректировка. Надо сказать, что в работах Владимира Манюхина отражен довольно-таки умеренный конец света, так сказать, не окончательный. Архитектурные достопримечательности неплохо сохранились, обветшавшие рекламные щиты висят на своих местах. А главное – жизнь бурлит на этих картинах. Ее в постапокалиптической Москве по версии Владимира Манюхина едва ли не больше, чем можно обнаружить в Москве сегодняшней. Буйная зелень наступающих джунглей (видимо, в результате апокалипсиса изменился также и климат бывшей столицы бывшей нашей Родины), разнообразная фауна, вновь вернувшиеся к земле и природе люди… Следы минувшей трагедии еще просматриваются в полуразрушенных зданиях, в ржавеющих брошенных автомобилях с открытыми дверями (кто-то стремительно покидал их в панике), в разбросанных и исковерканных опорах ЛЭП. Но теперь – все мирно, светло и благополучно. Воздух чист, нет пробок на дорогах. Художник как бы вселяет уверенность, что жизнь в любом случае будет продолжаться. Даже после 2012 года.

Питер-Дизайн.Ру  2012