Проецирование на стены

06.07.2014

Американский фотограф литовского происхождения Дариус Кузмицкас и профессор фотографии Абелардо Морелл предлагают превратить квартиру в камеру-обскуру. Идея не нова, ей 500 лет. Еще художники Возрождения проецировали на холсты пейзажи из окон сквозь отверстия в шторах.

Окна и двери тщательно оклеивают светонепроницаемым скотчем, тщательно проверяя зазоры. Оставляют маленькое «стратегическое» отверстие диаметром не более 5 мм. В отверстие вставляют линзу. Пейзаж отражается слайдом на всех плоскостях. И все вверх тормашками. Так у фотографов снят центральный парк Нью-Йорка, каналы Венеции, улицы Бостона. Стояли у штатива спиною к реальности.

Авторы призывают всех фотографов попробовать. Но Морелл предупреждает, что ясные, четкие изображения от камеры-обскуры получить нелегко. Фотографы длительно совершенствовали технику снимков. «Идеально ровные белые стены подходят лучше всего», – говорит Кузмицкас. И добавляет, что «за пределами» должно быть нечто нетривиальное. Кузмицкас подыскивает содержательные ландшафты. Потом устанавливает камеру на прочный штатив, снимает с экспозицией продолжительностью около 30 минут. Кузмицкас говорит, что в этот промежуток времени в комнате «становится действительно тихо, не чувствуется безумие города». Очень медитативно.

 Кузмицкас включает в снимок людей. Чтобы силуэты не стали размытыми, моделям предлагают сесть или прилечь. Кузмицкас советует снимать, когда солнце находится под углом 45° к плоскости окон. «Проекция улицы всегда присутствует в комнате, но мы этого не замечаем» В темноте предстает скрытое светом, а сам снимок документирует реальность почти нереального.

Морелл начал снимать камерой-обскурой еще в 1991 году. Его работы экспонируются во всех североамериканских музеях, в том числе в Музее современного искусства, музее Уитни, Метрополитен, в Чикагском художественном институте, в Сан-Франциско, в Музее современного искусства. Мастер описывает процесс, как союз ощущений и физики. При этом не желает комментировать каждый из снимков. «Люди сами должны трактовать увиденное»

Кузмицкас описывает мистику камеры-обскуры как сочетание «уединения личности с примесью городской суматохи». «Суматоха», то есть внешний мир, становится приложением к субстанции комнаты.

Кузмицкас инструктирует:

 «1. Выберите место с интересным внешним видом и помещение с одним окном (лучше, если маленьким; чем больше окон – тем больше работы по их маскированию);

  2. Уберите лишний декор с потолка и стен;

  3. Дождитесь ясной погоды (пасмурный день не подходит);

  4. Заблокируйте весь свет с улицы;

  5. Создайте небольшое отверстие в середине пленки, наклеенной на стекло окна. Потом постойте в темноте, чтобы полностью адаптироваться. Отрегулируйте поток света. Фотоаппарат разместите над отверстием: так повышается резкость. Можно использовать призму, чтобы повернуть изображение на 180°.

  6. Используют цифровую или аналоговую камеру, установленную на штативе. (При съемке на пленку снимок иногда получается передержанным). Первый снимок – тестовый. Его используют для корректировки. Начинать нужно с минутной выдержки.

  7. Откорректируйте параметры экспозиции камеры и переснимайте до получения удовлетворительного результата».

 Должно получиться. Возможно, и черные кошки в той затемненной комнате тоже найдутся

Питер-Дизайн