Светоживопись – взгляд в бесконечность

21.04.2014

 У кино появился конкурент: светящиеся картины. Эффект угасания дня достигается с помощью специальных флуоресцентных красок. Теперь есть возможность наблюдать рассветы и закаты, не выходя из дома. Длительное природное явление стало протекать молниеносно. Закат регулируется поворотом ручки реле светового потока. Комната затемняется, а свет постепенно замещается ультрафиолетовым потоком. УФ-лампы скрыты в стеновых нишах, поэтому не мешают восприятию. Пейзаж, написанный художником на стене, вдруг озаряется таинственным лунным свечением.

Известный питерский художник Олег Пятин показал несколько городских пейзажей с вышеописанным эффектом. На глазах собравшейся публики день сменился ночью, в домах загорелись окна, в Невке запрыгали отсветы луны. Даже в фонарях моста самопроизвольно вспыхнули лампочки!

Интересно разобраться в кухне этого шоу.  Всем знакомы светящиеся кеды и светоотражающие набойки модных дискотечных маек. Новые, не содержащие фосфор краски, быстро внедрились в одежду, но как-то осторожно проходили мимо дизайна интерьера. Украсив стены городских танц-плацов диковатыми граффити, призывая оторваться по полной, светящиеся краски стали знаком современных субкультур. Охранники порядка тоже подключились к этому процессу: украсили форму светоотражающими полосами.

Первые флуоресцентные краски заявили о себе невероятной кислотной крикливостью, но в среде декораторов стен это вопль не сделал большого фурора. Тогда голландские производители красок выбросили на рынок принципиально новые продукты: светоотражающие краски и краски-светонакопители. Различие их в том, что первые светятся от любого, направленного на них света, вторые – без света вовсе. Светонакопители отдают в темноте свет, накопленный от осветительных приборов. Делают это медленно: на протяжении 8-12 часов. Во время экспозиции специальных подсвечивающих устройств уже не требуется. Заряжаются краски и от дневного света. Традиционные флуоры обрели достойных конкурентов.

Люминофор (так называется новый продукт) – это не краска. Всего-навсего белый порошок, который растворяется в воде до прозрачного состояния с последующим добавлением в него разнообразных красящих пигментов. Готовый набор для живописи с люминофорным наполнителем поступил в продажу. Можно приобрести и баллончики с этим волшебным составом. В большинстве случаев художники пишут традиционными красками, наносят сверху лак, а места для свечения в темноте закрашивают люминофорным составом. Высохнув в течение часа, верхний слой становится прозрачным и несмываемым. Работа сопряжена с большими трудностями. Для достижения определенного эффекта приходится время от времени выключать свет, проверять при скупом свете степень свечения и интенсивность цвета.

 В Европе уже существуют прекрасные образцы настенной росписи с люминофорными красками для океанариумов, романтических кафе и частных бассейнов. Там выработали четкую последовательность нанесения пигментов и светоотражающих составов. Как обычно, все начинается с разметки на белом загрунтованном фоне. Затем выполняется светотеневой рисунок, обычно в серых тонах. Самые темные места для большей глубины пространства картины затушевываются дочерна. В этих предельно темных местах кладут флуоры. От подсветки из глубин вдруг вырвутся невероятно яркие протуберанцы на небе, проявятся кораллы в водах или цветная галька в ущельях.  Вся роспись выполняется с малым или большим добавлением люминофора – в зависимости от яркости объекта. Далее – слой лака и несколько штрихов вещества без пигмента: для повышения светимости белого. Активно используется аэрограф.

Каков же итог всей этой кропотливой работы? Глубина пространства увеличивается до ощущения присутствия в выдуманном мире. Темное приобретает космическую глубину. Цветные объекты настолько богаты тональными градациями, что кажутся живыми объектами. Корпускулы света люминофоров делают краски живописного слоя яркими и чистыми. Полутона обрели невиданную сочность. Перемещение энергии стало видимым процессом.

Светящиеся краски повлияли на передачу глубины пространства. Исчезли планы с атмосферной дымкой. Темные передние планы стали содержательными, явственно ощутимыми. Настенная живопись, выполненная светящимися красками, своей чистотой красок схожа на скульптурные композиции изо льда. Плюс эффект угасания и появления из темноты. Фильм! Новое высококачественное светодинамического шоу оценено и собирает поклонников.

В Арт-центре «Перинные ряды» зал экспозиции Олега Пятина можно узнать по меняющемуся освещению. Космические пейзажи этого художника меняют колорит от холодного к взрывному красному, после оранжевого заката опушки леса наполняются лунными химерами, а потом все снова меняется на круги своя. Работы выполнены специальным составом. Составляющие: флуоресцентные краски санкт-петербургского производства и специальные компоненты, разработанные для сведения масляных и акриловых красок. Автор последних – другой мастер светоживописи, латвийский художник Виталий Ермолаев.

 В связи с этим вспоминаются серии пейзажей Клода Моне, выполненные с одной точки зрения в разное время суток при разной погоде. Ему бы такие краски!

Питер-Дизайн