Упрямый заказчик

Часть первая.

Исследование феномена упрямого заказчика.

Помимо красоты, интеллектуальности, гармонии и актуальности любая дизайнерская идея должна обладать еще одной очень важной чертой – возможностью реализации. К средствам воплощения идеи относятся финансовые инвестиции в проект, которые производит заказчик. Без одобрения с его стороны любые оригинальные и впечатляющие дизайнерские решения обречены пополнить содержимое мусорной корзины. К сожалению, бессчетное количество прекрасных, актуальных идей погребено из-за отсутствия понимания, восприятия или организованности.

Исследование феномена заказчика следует начать, прежде всего, с осознания, что любой заказчик является лицом, чьё внимание концентрируется на вопросах эффективного и выгодного инвестирования финансовых ресурсов в наиболее понятные и приемлемые для него дизайнерские решения.

Заказчики, полностью полагающиеся на чувство вкуса и стиля дизайнера, практически не встречаются, и цену их следует определять примерно на вес золота. Как правило, каждый заказчик обладает своим видением мира, своим личным пониманием красоты, подчас весьма специфическим. Традиционно профессионалам приходится строить взаимоотношения с убежденным в непогрешимости собственного художественного вкуса и личного мировосприятия заказчиком, нередко обделенным мышлением вне штампов и шаблонов. Как правило, такие заказчики не ограничиваются обычным отказом принять работу: они пытаются донести до дизайнера то, как, в их понимании, следует проектировать.

К сожалению, очень частым результатом такого «сотрудничества» становятся жестоко изуродованные неадекватной корректировкой заказчика, некогда прекрасные проекты, авторство в отношении которых дизайнеру позже просто стыдно признавать. Каков же психологический фундамент феномена упрямого заказчика? Ведь при весьма сомнительном результате – мертворожденном, по сути, проекте, реализация подобных амбиций требует втрое больших затрат энергии, времени и финансовых ресурсов? С чем, в принципе, может быть связано желание испортить хороший, профессиональный проект? Попробуем привести перечень вариантов, объясняющих данное явление. Заказчик предполагает, что наличие денег открывает для него любые возможности: «Я плачу деньги дизайнеру и хочу получить то, что нравится именно мне, это мое право !».

Заказчик искренне убежден, что в большей степени, чем дизайнер, компетентен в тематике дизайна. В отличие от стоматологии, хирургии и уголовного права в данной области его ничего не пугает, от внесения небольших, с точки зрения заказчика, изменений не зависит ни жизнь, ни здоровье, ни свобода; заказчик обладает неразвитым художественным вкусом при полной уверенности в обратном. Следует учитывать, что в мире существует достаточно много людей, которые убеждены в том, что красивым является то, что выглядит ярким, крикливым, блестящим; для заказчика характерно отсутствие композиционного мышления. Не обладая профессиональными навыками, он в большинстве случаев не понимает, насколько важным является гармоничное сочетание формы, текстуры, цветовой гаммы и общей концепции пространства.

Именно из убеждения «во всем этом я разбираюсь не хуже дизайнера», проистекает желание «поменять местами, подвинуть, сделать блестящим»; для определенной категории заказчиков имеют вес утверждения только специалиста, облеченного регалиями, утверждения «рядового дизайнера» просто игнорируются. Есть ли способы действенной нейтрализации столь индивидуальных и чересчур специфических черт, в значительной мере препятствующих высокопрофессиональному выполнению работы? Для этого придется определиться с позицией. Позиция автора строится на твердом принципе: «уважаемый заказчик, не лезьте не в свое дело». Применение подобной позиции обоснованно только в случаях, когда ведется работа над персональными проектами. Данная позиция часто реализуется западными компаниями, функционирующими в сфере книгопечатной индустрии.

Так, автор книги не имеет возможности влиять на ее художественное оформление, что обеспечивает хорошей книге прекрасный товарный вид: каждый из специалистов профессионально выполняет именно свою работу. Позиция психотерапевта предполагает процесс последовательного убеждения с приведением примеров. Реализуя данную позицию, дизайнер пошагово изменяет точку зрения заказчика на предлагаемый проект. Такая линия поведения эффективна в случае, если заказчик не обладает представлением о том, что хотел бы видеть в действительности, но настолько энергичен, что корректирует каждый шаг дизайнера. Позиция дипломата представляет собой путь небольших уступок и компромиссов. Её реализация оправданна в случаях, когда заказчик отличается крайним упрямством и суть этой позиции состоит в минимальных уступках ему. Позиция стороннего наблюдателя заключается в абсолютном игнорировании последствий визуализации заказчиком неграмотной дизайнерской идеи. Позиция финансиста состоит в четких предварительных договоренностях: в случае, если дизайнерская концепция воспринимается без изменений, то заказчик платит меньше, при вмешательстве заказчика в рабочий процесс, он обязан внести доплату.

Часть вторая.

Исследование феномена неадекватного заказчика.

Очень часто изначальным пожеланиям заказчика свойственен сумбурный и неконкретный характер. Для того, чтобы дизайнер смог реализовать эти пожелания, ему необходимо хорошо узнать собственно заказчика. Это очень непростой процесс, поскольку, по обыкновению, заказчики предпочитают позиционировать себя людьми закрытыми. Менталитет, общий культурный уровень, способности к восприятию творческих идей у разных категорий заказчиков резко отличаются, в силу влияния массы факторов. Однако, к сожалению, есть одна общая черта, которая характерна для очень и очень многих: отсутствие почтительного отношения к дизайнерской профессии.

Ведь в вопросах дизайна, подобно футболу, политике или экономике, разбираются все.

Классификация позволяет выделить три категории заказчиков: «золотой фонд», представители которого полностью доверяют профессионализму и вкусу дизайнера; упрямый заказчик, который, стремится донести до дизайнера то, как, в его понимании, следует проектировать; неадекватный заказчик. К сожалению, с категорией неадекватных заказчиков рано или поздно доводится столкнуться каждому дизайнеру. Характерным методом действий неадекватного заказчика является отказ от требований к дизайн – проекту и отказ в оплате работы в ситуации, когда она выполнена практически на 100%. Реальных способов борьбы с неадекватным заказчиком немного: сотрудничество на условиях предоплаты и своевременное его распознавание с отказом от сотрудничества. Для того, чтобы обеспечить возможность моментального распознавания признаков неадекватного поведения, приведем его классификацию.

Неадекватный заказчик – дипломат.

Данную позицию склонно занимать множество заказчиков. Таких людей отличает вежливость, корректность, желание услышать дизайнера, восхищение полученным результатом. Они открыто демонстрируют уважение дизайнеру и признание его профессионализма. Так продолжается до момента, когда необходимо принимать и оплачивать работу. Именно в этот момент заказчики-дипломаты исчезают. Способ борьбы: предоплата в сумме не менее 70%, отказ в передаче конечных эскизов до момента полной оплаты.

Неадекватный заказчик-динамщик.

Проект официально окончен и принят заказчиком, однако в течение длительного периода под различными предлогами откладывается выплата по нему. Способ борьбы: регулярные требования о выплате через малые промежутки времени, отказ в передаче конечных эскизов до момента полной оплаты.

Неадекватный заказчик-склеротик.

Представляет собой вариант, аналогичный заказчику-динамщику, с небольшой разницей: исчезнувший заказчик делает вид, что не помнит, выполнял ли дизайнер для него какую-либо работу. Способ борьбы: регулярные требования о выплате через малые промежутки времени с разъяснениями, что работа профессионала стоит денег, отказ в передаче конечных эскизов до момента полной оплаты.

Неадекватный заказчик-шут.

Такие заказчики, одобрив проект, взывают к добрым чувствам дизайнера, уверяя, что деньги имеются, но срочно необходимо произвести иные, более важные, платежи. Способ борьбы: никаких соглашений об отсрочке. Заказчики –шуты, при последующих напоминаниях о выплате, непременно Вам попеняют, что деньги следовало истребовать тогда, когда они у них имелись, а не теперь, когда они действительно в сложном положении.

Неадекватный заказчик-психопат.

Данная категория включает лиц, которые по завершении работы отказываются принять ее официально и требуют вернуть сумму, выплаченную в качестве предоплаты. При этом заказчики-психопаты утверждают, что дизайнерский проект мог быть создан ими единолично, ибо дизайнер лишь следовал их пожеланиям. Способ борьбы: отсутствие необходимости возврата предоплаты в подобных ситуациях должно быть предусмотрено договором.

Неадекватный заказчик-мошенник.

Данная категория заказчиков выступает с предложением о конкурсном отборе дизайнерских проектов. Дизайнеру предлагается выполнить проект, после чего, по словам такого заказчика, в случае, если этот проект окажется лучше других, он будет оплачен. Способ борьбы: отсутствует. С такими заказчиками не следует работать.

Создание гармоничных, интересных, творческих дизайнерских проектов представляет собой сложнейший процесс, доступный только людям, имеющим богатый внутренний мир и яркое воображение. Вопросы коммерции, которые выходят на первый план при ведении дизайнером собственного бизнеса, сложны, требуют пристального внимания и большого количества времени, которое, к сожалению, приходится отрывать от творчества. Существует ряд общих правил, позволяющих талантливому человеку сохранить творческое состояние сознания, нервы, чувство собственного достоинства и не попасться на удочку афериста. Для этого необходимо: прежде принятия заказа в работу, выяснить все технические аспекты; четко понимать предпочтения клиента, его видение итога работы; задавать вопросы и контактировать с заказчиком.

Эти простейшие правила позволят избежать ошибок и недовольства. Ведь что является залогом успеха? Заказчик, который точно знает, что хотел бы получить в результате сотрудничества с дизайнером и талантливый профессионал, который честно выполняет свою работу.

   Питер-Дизайн