Контрасты в дизайне интерьера

Контрасты в дизайне интерьера

Контрасты наполняют собой повседневность. Люди погружены в разницу между свойствами предметов, метаморфозами явлений и этот факт нет смысла оспаривать. Присмотревшись чуть внимательнее к тому, что вокруг, можно без труда обнаружить множество нюансов. Человек может считать низким что угодно, если у него есть возможность сравнить это «нечто» с чем-то более высоким. Лёгкость ощутима на фоне тяжестей, а поток света лучше просматривается в темноте. Любая сложная задача способна удивить простотой решения. Усиление восприятия происходит при столкновении противоположностей, делая познаваемый в сравнении мир ярче, наполняя его игрой и интригой.

Природа феномена контрастов

Любое жилое помещение смотрится некомфортным, если в нём нет фактурного разнообразия. Интерьер оригинален и энергичен при взаимодействии контрастных поверхностей. Есть только одно важное условие – наличие чувства меры в противопоставлении. Интерьерная композиция предполагает неразрывность связи контраста с его противоположностью – нюансом. Один маленький штришок может усилить, дополнить, смягчить все контрасты. Не дополненный изящным переходом контраст, способствует огрублению композиции и разрушению её целостности. Маленькая разница в свойствах свидетельствует о присутствии нюансов: побороть монотонность можно использованием нюанса формы и размера, цветовые нюансы зрительно помогут разделить плоскости. Концептуальное решение дизайна интерьера может быть любым, но присутствия теплоты в жилой среде помещения проще всего добиться именно при помощи нюансов.

Сталь и деревянные детали – игра на фактурной и цветовой разнице, подчёркивающей контрастные особенности материалов. Холодные стальные блики смягчаются теплотой деревянной лозы, зеркально отражающейся в глади металлических поверхностей. Иллюзия деревянной пластичности усилится, если поставить её в противовес прочному металлу.

Бумажный абажур светильника, на который нанесён рисунок, имитирующий расплывшуюся акварель, кажется почти прозрачным, контрастируя с плотной фактурой стены. Любые фоновые фактурные уплотнения можно смягчить нюансами текстиля: покрывалами, подушками – думками из тканей разных натуральных тканей.

Стратегии действия контрастов

Бывают комнаты, в которых идеально выстроены все сочетания, но к удивлению в этих помещениях нет «изюминки». Этот факт может обозначать, что количество различных фактур просчитано некорректно. Необходимо всегда брать в расчет взаимодействие материалов, декорирующих стены; напольные покрытия; фактуру мебели и все декоративные элементы. Какой диалог ведут между собой эти фрагменты интерьера? Может быть, в помещении более чем достаточно дерева? Или встречаются крайности «всё – мягкое» и «всё – твёрдое»? Экспериментируя с разницами фактур, можно экономично и в короткие сроки заново декорировать интерьер. Практика доказала, что столовая и кухня тяготеют к наличию в них гладких поверхностей. Для уюта в эти помещения следует добавить мягкость подушек для табуретов, лёгкость салфеток и штор. По этому же принципу можно сделать динамичной и характерной слишком «пушистую» спальню. Например, уравновесит мягкую софу кованая подставка для цветов. Фактуры, включённые в игру – противопоставление, ни в коем случае не должны вырываться фрагментарно из общего контекста. Кажущуюся композиционную уравновешенность создаёт организованный ритм используемых в работе фактур. Отражающие поверхности усиливают эффект от контрастных комбинаций в дизайне интерьера. Такими отражателями могут быть: стекло столешниц, зеркальные вставки, металлические рамки и мебельная фурнитура. Важно умело создавать контрастные пары: матовость на фоне глянца, шероховатое на безупречно гладком, мягкое рядом с твёрдым, прозрачность и повышенная плотность. При умелом чередовании материалов акцентируются особенности каждой составляющей интерьера. Общий дизайн помещения при этом получает бонус в виде утончённого шарма.

Цвет решает многое

При создании декора помещения важно держать в фокусе внимания цвет. Древние греки решили для себя эту тему почти гениально, они проводили диагонали между цветом и природными стихиями, от которых зависела их жизнь. Составили для себя некий алгоритм и общались посредством цветовых пятен. Синий цвет обозначал воздух, красный ассоциировался с огнём, чёрный – с землёй, а жёлтый – с водой. Остальные стихии их волновали мало, но зато в самой природе изначально всё очень и очень логично и закономерно. Человек уютно чувствует себя в том интерьере, где сочетания цветов сгармонированы с его внутренними ощущениями пространства. Нужно заметить, что у каждого человека свой ритм единения с внешним миром, поэтому цветовых гармоний можно выстроить великое множество.

Цвет, занимающий большую площадь, принято называть фоном. Цветовое пятно занимает меньшую площадь и может быть наложено на поверхность фона. Отношением цветового пятна к фону характеризуется контраст. Сила контраста прямопропорциональна насыщенности цветовых пятен. Стиль интерьера определяет, нужно ли использовать контраст как декоративный приём. Монохромные контрасты светлого и тёмного являются фундаментом для стиля «минимализм». Стиль «поп-арт» сфокусирован на контрасте активного цвета и ахроматических цветов (любой яркий + чёрный, белый, серый). Контрасты сближенных цветов (тёмно-болотный + золото) являются доминантой «классицизма» и «барокко». Стиль «модерн» тяготеет к контрастам цветовых тональных оттенков (бордо + виридоновая зелень). С особой осторожностью нужно выстраивать гармонию дополнительных цветов (лимонный + морская волна). Дополнительными могут быть цвета, стоящие напротив друг друга в цветовом круге. Если эти цвета поставить рядом, то контраст цветовой пары взаимно усилится. Если эти же цвета смешать между собой, то гарантированно получится серый цвет. При правильном создании контрастной гармонии противодействующие цвета должны обрести точку единения.

Декораторские тайны

Эклектика подразумевает смешение стилей, а не является временным замещением нового стилистического направления. Декораторы давно и очень эффективно применяют приём «микширования» в своей работе. Старая этажерка из 50-х годов прошлого века отлично будет чувствовать себя в современной прихожей, прабабкин сундук гармонично впишется в интерьер современной кухни с мебелью из массива дерева. Важно держать равновесие и уметь балансировать на грани вкуса, чтобы не скатиться во вкусовщину.

Законы применения контрастов

У контраста, как композиционного средства, есть свои плюсы и минусы. Яркие контрастные формы дольше остаются в памяти. Одновременно избыточная цветовая насыщенность, или ошибка в построении контрастных сочетаний способна убить композицию. Чувство меры – главное, что необходимо иметь дизайнеру при выстраивании контраста в целом. Гармонию легко проверить эргономикой. Человек одинаково быстро утомляется как в активном сверх меры интерьере, так и пассивные цветовые сочетания его начинают быстро угнетать. Момент психологического напряжения в цветовом решении жилого пространства может испортить жизнь всем членам семьи. Гармоничности контрастов можно добиться, не меняя насыщенность элементов, а правильно располагая пустоты.

 

Питер-Дизайн

 

контрасты в интерьере