Основные правила дизайна интерьеров

01.06.2011
Основные правила дизайна интерьеров

Даже если мы всего лишь делаем перестановку мебели в одной из комнат, не говоря уже об изменении всего стилистического решения  интерьера квартиры, мы вольно или невольно учитываем наработки, существовавшие в этом непростом деле – разработке интерьера. Для того, чтобы эффект от самых минимальных преобразований был предсказуемо хорош, стоит хотя бы вкратце ознакомиться с многочисленными рекомендациями и законами в этой области, потому что методик правильной организации пространства существует огромное множество. Потому специалисты и учатся этому не один год.

Если дизайн помещения удачен, то – оказывается – происходит это не только за счет подбора правильной мебели, материалов для устройства полов и стен, различных способов освещения.  Безусловно, все перечисленное очень важно, но решение пространственных проблем небольшой комнаты или функциональную «заточенность» помещения только одними этими способами не создать. И не стоит полагать, что остромодные и недешевые отделочные материалы и самая оригинальная мебель в состоянии автоматически сделать помещение уютным и комфортным. Необходима общая концепция проработки интерьера, системный подход к его решению. Декораторам легче – они оформляют в определенном стиле существующее пространство, функциональное назначение которого уже определено и важны только акценты и детали – что, впрочем, тоже чрезвычайно немаловажно.

В случае с разработчиком интерьера все гораздо сложнее, ибо, как правило, специалист имеет перед собой просто определенную площадь между стенами, которую нужно спланировать и оформить точно под функцию его с учетом конкретных людей, для которых это и делается. А люди все разные, кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик. В том смысле, что женщина пожилого возраста вряд ли будет комфортно себя ощущать в хай-течном интерьере, а тинейджеру наверняка не понравится классический стиль. А ведь в семье еще есть супружеская пара, которая тоже свои предпочтения имеет!

В идеале дизайнер не только тщательно выспрашивает вас о вашем видении будущего интерьера, он при этом – как хороший психоаналитик – изучает вас, ваш темперамент, психотип, ваши привычки и предпочтения, ваш распорядок дня и образ жизни. Литературный классический пример Обломова и Штольца – каждому из них для комфорта нужны совершенно разные жилые интерьеры.

Поэтому простой художественно-проектировочной деятельностью с целью создания удобной и функциональной окружающей среды – приблизительно так словари определяют значение термина «дизайн» – талантливый мастер не ограничивается. «Просто интерьер» – так бывает только в выставочных выгородках в салонах, реальное пространство жилого помещения формируется под определенных людей.

В качестве технологических приемов, помогающих добиваться поставленной цели, разработчик интерьера использует правильную организацию пространства с учетом фукционального его предназначения, различные стилевые решения по стилизации  под существующие и исторически сложившиеся модели интерьеров с учетом масштабности данного помещения, подчеркивает или сглаживает симметричность его. При этом, конечно же, еще на стадии разработки уже предполагается то или иное цветовое решение мебели, стен, потолка и пола, их фактура, подчеркиваемая зональным (местным) и общим освещением. Даже наполнение интерьера мелкими деталями и декоративными аксессуарами учитывается – все это помогает создавать определенную гармоничную атмосферу, в которой заказчику будет уютно и комфортно.

Конечно же, вся непростая работа начинается с банальной планировки помещения. Ответственейший этап работы, может быть – самый важный. Чем-то напоминающий закладку фундамента – ошибки здесь чреваты тем, что потом, на финише, все будет «разваливаться» и не складываться в общую картинку. И факторов, на планировку влияющих, огромное количество – от расположения и конфигурации несущих стен и инженерных коммуникаций до наличия в смежных квартирах маленьких детей. Впрочем, шумоизоляция квартиры решается совсем простыми методами. Тем не менее, иногда приходится в помещении делать выгородки, имитирующие будущую планировку помещения – чтобы в натурном размере «прочувствовать» пространство. Даже 3d-моделирование на компьютере не дает полноценного, ногами и плечами, ощущения реального пространства и его особенностей – даже при виртуальном «путешествии» по будущим комнатам и коридорам, благо современные технологии это позволяют.

С функциональным предназначением помещений уже попроще, хотя и здесь есть свои особенности. Например, разработчик интерьера должен точно знать, есть ли в семье левша. Особенно это важно для обустройства кухни в случаи хозяйки-левши. Объяснять, в чем тут дело – излишне. Прочие вопросы по определению основных функций помещений очевидны и  не столь сложны, разве что трудности могут возникать с большими комнатами, исполняющими сразу несколько функций. Например, гостиная-столовая-комната отдыха или спальня-кабинет. В исключительно сложных случаях приходится «втискивать» куда-то еще и детскую и – совсем не лишне для всех членов семьи и ребенка – микростадион (хотя бы что-то вроде шведской стенки, часто исполняемой в качестве лестницы на микро-антресоли, где вполне можно разместить спальное место ребенка).

Тут мы вплотную подходим к вопросам зонирования помещения, что является высшим пилотажем в деле разработки интерьера. И чем более жесткие условия заданы размерами комнаты, тем более оригинальным может быть итоговое решение. А достигается зонирование различными приемами, в числе которых визуальная разбивка пространства при помощи цвета, света, разноуровневости пола и потолка, контрастными фактурами и даже направлением текстуры или рисунка отделочных материалов, использованных в разных зонах. Иногда создается что-то вроде перегородки, либо легкой и практически не загромождающей пространства, либо полифункциональной с разных сторон внутри помещения. Конкретный пример – боковая спинка дивана спальной зоны (гостиной зоны) со стороны зоны кабинета может выполнять функцию стеллажа или книжной полки.

Немаловажное значение имеет стилизация интерьера, уже упоминавшаяся. Здесь простор для полета дизайнерской фантазии – от классики с элементами античного стиля до хай-тека с обилием стекла (акрила) и полированного металла – практически неограничен. В качестве иллюстрации: очень актуальны сейчас этнические мотивы и минимализм псевдояпонского стиля, здесь современные отделочные материалы (сизаль, ротанг, бамбук, пальмовый лист, тростниковые или деревянные обои) могут создать неповторимую атмосферу естественности и «экологичности». Впрочем, при работе хорошего специалиста, ощущение погруженности в скандинавский или в африканский стиль, в конструктивизм или в средиземноморье, в готику или в  ампир  вам гарантированы. Это интересно и «вкусно» просто удивительнейшим образом, яркая заточенность интерьера под вполне конкретный стиль работает на общее впечатление весьма сильно, вызывая даже вполне терапевтический эффект. Присутствие в таком своем собственном, в такой неповторимом интерьере, создающем ощущение только твоего личного пространства, изолированного и защищенного, способствует отличному релаксу и отвлечению от суматошного ритма города. Помните, в самом начале работы с вами дизайнер дотошно расспрашивал вас о предпочтениях, привычкамх, о вашем хобби и любимых книгах? Вот, спустя непродолжительное время все это ему пригодилось и сработало!

О масштабе и масштабности можно говорить долго, потому что в этом случае неудачный элемент интерьера может «убить» всю атмосферу. Вновь простой и очень наглядный пример: поставьте в небольшую комнату громоздкую румынскую мебель из массива дерева аж в потолок. Большие деньги придется отдать, дорогое это удовольствие. Только вот удовольствия как раз и не получите, потому что в комнате станет трудно находиться, мебель не на своем месте «задавит» интерьер, съест пространство. В большом зале квадратов на тридцать, та же самая стенка будет вполне уместна, особенно визуально подкрепленная деревянными же панелями по стенам и ложными балками (или совсем напротив – лепниной!) на потолке.

Столь же несуразно будет смотреться тяжелая бархатная штора в маленькой спаленке, пусть тоже к румынской стенке переезжает  вместе с полутораметровой напольной вазой.

Обратный эффект – мелкая, излишне зрительно легкая мебель в большом пространстве «теряется», не сосуществует с ним. С другой стороны, это может служить своеобразным дизайнерским ходом – если есть французское окно и заокоонный балкон или лоджия, дизайнеру в таких условиях можно попробовать сделать в комнате настроение, свойственное веранде где-нибудь над морем в районе крымского или черногорского побережья.

Создать в помещении определенную атмосферу, свое собственное настроение – одна из задач дизайнера. Конечно же, даже не особо задумываясь об этом, можно каждой комнате придать что-то свое специфическое. Все используемые нами приемы и материалы будут на это работать. Но мастера от дилетанта отличает то, что он заставляет работать на идею  любую мелочь, причем осознанно, целенаправленно. Конечно, интерьер рассказывает очень много о своем хозяине, в идеале нам останется спросить имя-отчество – все остальное понятно будет из убранства квартиры. Это если и преувеличение, то очень небольшое.

И вот что очень интересно: если один и тот же заказчик доверит десяти специалистам создать интерьер в своей квартире «с нуля», то получится 10 разных решений, в которых будет что-то общее именно не в конкретных деталях, а в атмосфере, в неуловимой, но ощутимой ауре.

Гармонирующие между собой конкретные детали интерьера плавно и естественно вовлекают сознание человека, впервые заходящего в комнату, в свое очарование  и атмосферу. Человек, как известно, более 90% информации об окружающем мире получает через глаза, вот почему такое сильное влияние на нас способны оказывать детали, работающие на образ или разрушающие его. И неспециалист знает, что горизонтальные линии расширяют, вертикальные – зрительно удлиняют объект; о влиянии на человеческую психику цветовых сочетаний окружающих нас предметов написаны научные работы и учебники. Поэтому цвет в интерьере стоит на одном из первых мест.

Тут важно помнить о том, что в интерьере человеку жить, поэтому резкие, спектрально чистые цвета дальше детской выходить не должны, да и там применять очень яркие цвета надо аккуратно. Вы же не хотите, чтобы ребенок постоянно был перевозбужден или, наоборот, подавлен? А цвет все это в состоянии сделать, не удивляйтесь!

Цветовая температура. Ваше помещение выходит окнами на север, где все вдобавок закрыто высоченными деревьями? Не нужны вам в комнате темные и холодные тона, но просто необходимы светлые и теплые с яркими акцентами–деталями. И совсем другое решение должно быть принято в переосвещенном естественным солнечным светом помещении. Смягчить резкое солнце помогут не только шторы, но и цветовое решение стен, мебели, обивки мебели. Мягкая, серо-голубая гамма, оливково-зеленые тона – и вам психологически уже гораздо комфортнее, как будто прохладнее стало, не правда ли?

Теперь мы естественным образом переходим к искусственному освещению. Конечно, все зависит от конкретного помещения, ведь нельзя, в самом деле, сравнивать кухню и гостиную! Однако, и там и там лучше сделать несколько местных источников освещения – и чем больше, тем лучше – чем ограничиться одной центральной люстрой, применив  традиционное решение прошлых лет. Использование многих источников света помогает не только улучшить условия освещения именно там, где оно необходимо в первую очередь, но и помогает зонировать пространство, отделять психологически зоны разного функционального назначения. А если у нас несколько зон, то и пространство – невольно – становится больше. Нет, квадратных метров не прибавляется, но вот зрительно и психологически помещение становится как бы больше, просторнее.

Несколько слов о фактуре, тоже работающей «на» или «против» образа. Холодные и «скользкие» глянцевые поверхности, как правило, за пределы ванных комнат и в меньшей степени кухонь не выходят. В жилых помещениях куда уместнее будут «живые», натуральные и естественные фактуры. Природного вида камень (с каменной фактурой поаккуратнее, это очень сильный акцент!), естественная текстура дерева, венецианская штукатурка по стенах или обои, матовые и не самые яркие, текстиль, теплого вида деревянный пол или пол, декорированный коврами, шкурами, сизалевой циновкой – именно то, что надо! Глазу будет комфортно все эти фактуры наблюдать, руке – к этому прикасаться.

Кстати, значение текстиля для интерьера трудно переоценить, без него – особенно в жилых помещениях – просто не обойтись. Современный текстиль столь разнообразен по цветам, фактурам и текстурам, что в дизайнерской среде все больше происходит разделение на дизайн интерьеров и текстильный дизайн. Последний иногда может «вытянуть» недостатки и просчеты первого, даже так.

Наполнение интерьера мелкими элементами – тоже важно и иногда критически важно. Как уже стало понятно, в тонком, на грани нюансов, полутонов и настроений искусстве дизайна интерьера мелочей нет. Общая тенденция здесь вполне очевидна: чем меньше и камернее помещение, тем менее оно должно быть перегружено именно мелкими деталями-аксессуарами.

На самом деле, сколь тщательно бы мы ни придерживались самым строгим образом всех правил, советов и рекомендаций по грамотному конструированию интерьера, его просто надо чувствовать. Как и любое искусство, интерьер иногда может быть невероятно неожиданным и при этом чрезвычайно комфортным, подходящим по настроению и атмосфере конкретному человеку, семье – даже если он создан вопреки всем правилам.

И тогда происходит настоящее чудо – человек и его окружение сливаются вместе, дополняя и поддерживая друг друга – и с работы летишь с удовольствием, потому что тебя ждут не квадратные метры, а твой ДОМ.

Питер-Дизайн

 

правила дизайна интерьера